Как помочь первокласснику: советы психолога для родителей

31 августа 2017

Переход ребёнка из детского сада в школу — всегда важное событие в жизни семьи и большое испытание для маленького человека. Как помочь ребенку подготовиться к школе?

Готовность к школе включает несколько компонентов:

– физиологическая (ребенок должен быть готов к обучению в школе физически и состояние его здоровья  должно позволять успешно проходить образовательную программу),

– психологическая (включает интеллектуальную  готовность, личностную  и социальную готовность, ребенок должен быть коммуникабельным, понимать и признавать авторитет взрослых, принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая,  признавать свои ошибки и т.д.),

 – эмоционально-волевая (понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения наличие интереса к учению и получению новых знаний и т.д.),

– познавательная (будущий первоклассник  обладает определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Например: умение находить сходства и отличия между предметами, картинками, выполнять работу по образцу, ориентироваться  в пространстве и на листе бумаги, правильно держать ручку, умение штриховать и раскрашивать  и т.п.).

Если ребёнок в детстве часто болел, не посещал детский сад, если ему трудно долгое время удерживать внимание на какой-либо деятельности,  возможно, ему будет полезно отложить поступление в первый класс еще на год и посетить подготовительные развивающие занятия.

Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите какие-нибудь домашние дела, чтобы будущий первоклассник научился выполнять свою работу без помощи взрослых.

Если ребёнок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам, и к коллективу будет очень тяжело.

Покажите, как правильно укладывать в портфель книжки и тетрадки. Соберите вместе с дошкольником пенал. В нем должны лежать две простые шариковые синие ручки, одна красная, одна зеленая, два заточенных карандаша, набор из пяти цветных карандашей, линейка и ластик. Выучите с малышом ваш домашний адрес и телефон, объясните ему, как звонить, если он потеряется.

Дети часто боятся или стесняются просить у учителя разрешения выйти во время урока, так что проговорите этот момент. Если у вашего ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь решить их до начала учебы.

Объясните, что он сам несет ответственность за свою учебу. Если мама и папа зарабатывают деньги на работе, то его работа – ходить в школу и «зарабатывать» хорошие отметки.

Проверьте, умеет ли ваше чадо самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, переодеваться без вашей помощи в спортивный костюм, складывать аккуратно свои вещи.

Не травмируйте ребенка, если он левша, не переучивайте  с левой руки на правую. Уделяйте больше внимания развитию   навыков схематичного  рисования предметов, штриховке, раскрашиванию. Научите различать право и лево.

Читайте ребёнку на ночь, тем самым вы разовьете умение слушать взрослого.

Поддерживайте вашего первоклассника во всем! Хвалите за дело. Это придаст ему уверенности в себе.